31 марта в пресс-центре издательского дома «Комсомольская правда» (г.Москва) в рамках «круглого стола» на тему «Потребительский рейтинг проблем в сфере ЖКХ» исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева представила итоги I квартала 2015 года. Рейтинг составлялся на основании анализа обращений, поступивших в приемную НП «ЖКХ контроль» и общественные приемные региональных центров общественного контроля. Всего было проанализировано 7685 обращений из 71 региона России.
Уверенно лидирует тема непрозрачности начислений за ЖКУ, — подчеркнула Разворотнева. – Люди не понимают, как производятся начисления. Серьезное беспокойство граждан продолжают вызывать начисления за коммунальные ресурсы, потребляемые на общедомовые нужды. По этому вопросу в общественные приемные обращается каждый десятый. Несмотря на то что, в соответствии с 344 Постановлением Правительства РФ, большинство субъектов ввело ограничения на величину платы за ОДН, остроту проблемы это не сняло.
Проблема капитального ремонта вышла в лидеры в конце 2014 года, когда в большинстве субъектов РФ начался «запуск» региональных программ капитального ремонта и с тех пор уверенно удерживает второе место.
Проблемы, связанные с управлением многоквартирными домами, непростые взаимоотношения собственников и управляющих организаций, «двойные квитанции», фальсифицированные решения общего собрания также остаются в тройке лидеров на протяжении длительного периода. К сожалению, начавшийся процесс лицензирования ситуацию пока не изменил.
В целом же приоритеты рейтинга по сравнению с 2014 годом практически не изменились.
Топ 10 выглядит следующим образом:
Позиция в рейтинге Тематика проблем, волнующих граждан Количество обращений % от количества обращений
1 Начисление платы за ЖКУ 2078 27,04
2 Капитальный ремонт 1168 15,2
3 Управление МКД 1081 14,07
4 Качество коммунальных услуг 1055 13,72
5 Неудовлетворительное состояние МКД 741 9,64
6 Неудовлетворительное придомовое благоустройство 249 3,24
7 Проблемы с приборами учета 177 2,3
8 Аварийное и ветхое жилье 100 1,3
9 Жалобы на бездействие уполномоченных органов власти 61 0,8
10 Иные 975 12,69
После представления итогов рейтинга состоялась оживленная экспертная дискуссия: можно ли изменить ситуацию в отрасли и как это сделать?
В обсуждении участвовали заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Павел Качкаев, заместитель генерального директора государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Сергей Сучков, директор некоммерческого партнерства саморегулируемой организации «Национальный Жилищный Конгресс» Татьяна Вепрецкая, руководители Центров общественного контроля в сфере ЖКХ Нижегородской, Костромской, Ярославской, Тверской, Тульской и Тамбовской областей.
Павел Качкаев отметил, что в России сегодня 50 млн. квартиросъемщиков. Конечно же, им не обойтись без общественного контроля в данной сфере, но жилищное законодательство за последние годы сильно продвинулось и строится в первую очередь на праве собственника решать свои проблемы: «Закон принять мало. Мы его начинаем критиковать еще до того, как он начал работать. А надо бы его соблюдать, осознав свою ответственность и обязательства». По его словам сейчас во втором чтении находится проект изменений в ЖК, в котором, в частности, предложен ряд мер по укреплению платежной дисциплины. «Долги за ЖКУ достигли уже почти 100 млрд рублей, — отметил Павел Качкаев, — в то время как мы спешно ищем 250 млрд, чтобы начать капремонт». Таже депутат отметил, что «среди 5% неплательщиков только 1,5% малоимущих граждан. Остальные – 3,5 это «вполне состоятельные разгильдяи». В связи с этим, Качкаев призвал россиян «несмотря на экономические проблемы, с которыми столкнулась наша страна, менять отношение к ЖКХ в более позитивную сторону».
Подробно об основных проблемах ремонта МКД в масштабах всей страны рассказал Сергей Сучков.
Татьяна Вепрецкая внесла ряд предложений по улучшению качества управления МКД.
Александр Рыжов привел в пример опыт Нижегородской области, которой удалось стимулировать УК изменить практику управления жильем в лучшую сторону.
Татьяна Бородина, руководитель регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Ярославской области, рассказала как «грамотные» платежные документы подняли платежную дисциплину в регионе. И одновременно пожаловалась на «Сбербанк», который, оперируя платежами за ЖКУ, регулярно допускает технические сбои, что ведет к постоянному нарастанию долгов.
Сергей Захарцев, руководитель регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Тамбовской области, указал, что решение проблемы низкой собираемости платежей за капремонт лежит на поверхности. Как только этот сбор включается в общую платежку (или, к примеру, объединяется с платой за электричество), собираемость его приближается к 90 %. Но подчеркнул, что аварийные дома, представляющие историческую ценность, требуют отдельного подхода в вопросе финансирования капремонта.
Елена Юлегина, руководитель тверского областного центра общественного контроля в сфере ЖКХ, отметила, как разъяснительная работа с населением и распространение лучших практик помогают завоевать доверие людей на местах и сменить их настрой: когда жалобы начинают превращаться в вопросы по применению действующего законодательства.
Андрей Пинчуков, руководитель центра общественного контроля в сфере ЖКХ Костромской области, рассказал, как научить жителей МКД не просто проводить капремонты, но и зарабатывать прибыль за счет качественных улучшений собственных домов. А также остановился на важной теме: возможности возврата собственникам имущества их МКД — чердаков и подвалов.
Анастасия Дементьева, руководитель Центра общественного контроля ЖКХ Тульской области и координатор проекта «Народный жилищный контроль» сообщила об областных программах и грантах, направленных на поддержку инициатив жителей по благоустройству домов и придомовых территорий. Такой подход позволяет не только улучшить состояние жилфонда, но и снять социальную напряженность.
Для справки:
НП «ЖКХ Контроль» осуществляет формирование и координацию в субъектах РФ сети общественных организаций в сфере ЖКХ. В настоящее время в 81 субъекте РФ созданы Центры общественного контроля, объединяющие НКО, работающие в сфере жилищного просвещения и защиты прав граждан. В центрах действуют общественные приемные и открыты телефоны «горячих линий», которые в ежедневном режиме осуществляют прием обращений и жалоб от граждан. Так, за 2014 год в региональные общественные приемные поступило более 35 тыс. обращений. Информация по обращениям из субъектов РФ направляется в НП «ЖКХ Контроль», который проводит их анализ. На основе полученных данных с 2014 года НП «ЖКХ контроль» формирует ежеквартальный рейтинг проблем в сфере ЖКХ.
Материал подготовлен с использованием информации с сайта НП "ЖКХ Контроль".