В главном корпусе ТулГУ 17 апреля состоялся круглый стол на тему: «Правовая грамотность потребителя – основа успешного функционирования отрасли ЖКХ» с участием заместителя председателя комитета Государственной Думы ФС РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству А.Г.Сидякина.
– Незнание прав и обязанностей приводят к тому, что собственники спотыкаются на элементарных вопросах, которые ставит перед ними жизнь и общение с управляющими компаниями. А это значит, что пришло время повысить правовую грамотность населения. И я рад, что эта тема поднимается в стенах образовательного учреждения – Тульского государственного университета, – с этих слов ректора ТулГУ Михаила Грязева начался круглый стол, посвященный поискам путей успешного функционирования отрасли ЖКХ.
Михаил Васильевич знает о проблеме не понаслышке: депутат тульской областной думы является руководителем проекта «Народный контроль. ЖКХ». Но еще больше о ней знает зампред комитета государственной Думы по жилищной политике Александр Сидякин, который принял участие в мероприятии.
– Услугами ЖКХ, которые в нашей стране предоставляют 16 тысяч управляющих компаний, сегодня пользуются 145 миллионов потребителей, предоставляются они 24 часа в сутки, а годовой оборот средств составляет 4 триллиона рублей, – отметил Александр Сидякин. – При этом комитет Государственной Думы по жилищной политике был создан совсем недавно. С начала 90 годов и до 2008 года, пока не появился Фонд содействия реформированию ЖКХ, не было системного понимания того, что делается в отрасли, не было концепции ее развития. В итоге сегодня более 70 процентов сетей изношены, назрели проблемы капитальных ремонтов, переселения из аварийного и ветхого жилья, причем все это накладывается на нашу географическую и климатическую специфику.
Можно было бы взять на выручку опыт других стран, но он нам не подходит. Ни одного государства мира нет такой сложной системы ЖКХ: к примеру, в Финляндии или в Канаде соотношение малоэтажной застройки к многоквартирным домам составляет 70 к 30. А у нас – с точностью до наоборот.
Поэтому реформа отрасли пишется здесь и сейчас: 2011 году появился комитет ЖКХ в Госдуме, и его члены сразу задались вопросом – как обновлять отрасль?
В результате изучения проблем, с которыми чаще всего сталкивается население, были выбраны четыре основных направления: модернизация фондов, управление многоквартирными домами, прозрачность и открытость деятельности УК, а также увеличение сбора платежей. По этим направлениям и предстоит внести изменения в законодательство страны.
– Сейчас формируются долгосрочные, системные правила, и шарахаться, как в 90 годы мы уже не будем, – заявил Александр Сидякин. – Хорошим подспорьем для этого должен стать проект «Школа грамотного потребителя» который должен помочь формированию правовой грамотности собственников.
По словам зампреда, сегодня многие собственники уверены, что за общедомовые нужны и капитальный ремонт должно платить государство, критикуют высокие тарифы и качество услуг. Вместе с тем в тех регионах, где ведется разъяснительная работа, общение с населением идет продуктивно. В Тульской области накопили в этой сфере не малый положительный опыт, который можно копировать и тиражировать.
Заместитель председателя Тульской областной Думы Юлия Марьясова, которая приняла участие в обсуждении проблем успешного функционирования отрасли ЖКХ, затронула очень важный и сложный вопрос.
– Есть мнение, что в жилищно-коммунальном хозяйстве нельзя заработать, если быть честным. Если управляющие компании будут выполнять все требования власти, то они станут банкротами. К сожалению, это часто подтверждается на практике, потому что в законодательстве много недоработок. Поэтому у нас большие надежды на комитет ЖКХ. Мы надеемся, что вы услышите нас и поможете на федеральном уровне, – обратилась она к Сидякину.
Юлия Александровна также отметила, что из-за масштабов страны нельзя найти общий алгоритм решения проблем в сфере ЖКХ:
– У нас разная застройка, разный возраст домов и городов, поэтому для субъектов необходимы различные модели приведения в порядок строений и коммуникаций. А вот с собственниками и управляющими компаниями нужно вести общий разговор, а не общаться с ними по отдельности. Только тогда можно найти конструктивное решение многих задач.
К счастью, такая работа в области уже ведется. Координатор проекта «Народный контроль. ЖКХ» Анастасия Дементьева рассказала, что за время его действия удалось решить целый ряд жилищных проблем жителей Тульской области. 29 организаций, предоставляющих коммунальные услуги, были привлечены к ответственности. Сегодня в регионе выбираются советы многоквартирных домов, выпускается справочная информация, действует телефон «горячей линии», ведется прием граждан, контролируется качество строительства жилых домов, реализуется программа капремонта. Кроме того, успешно работает уникальный в своем роде проект «Народный бюджет», инициированный губернатором Владимиром Груздевым. Благодаря этому начинанию с помощью софинансирования в области ремонтируются дома, памятники и скверы.
Между тем специалисты проекта столкнулись с рядом проблем, которые возникают из-за прорех в законодательстве. К примеру, при том, что имеются нормы и расчеты общедомовых нужд, ни в одном акте не прописано, что в них входит. И если с электричеством все более менее понятно – это лампочки в подъезде и насосы в подвале, то на какие общественные нужды тратятся горячая и холодная вода?
Еще больше неувязок нашла в законах председатель комиссии по ЖКХ Общественной палаты Тульской области Комарова Т.Т., которая предложила внести изменения в ст. 158 и 168 ЖК РФ и в Постановление Правительства РФ № 354 от 06.05.11 г.
Александр Сидякин внимательно выслушал всех выступавших и пообещал не оставить без внимания ни одно предложение.
Подводя итог плодотворному общению, зампред отметил, что людей, которые разбираются в своих правах и обязанностях, не так много. И только малое количество знает и понимает, что за защитой своих прав не обязательно писать президенту или генеральному прокурору, а порой достаточно просто прийти в совет дома, в свою управляющую компанию или пожаловаться в областную жилищную инспекцию.
– Задача проекта «Школа грамотного потребителя» – сделать так, чтобы этих людей становилась все больше и больше, – сказал Сидякин. – Чтобы мысль о том, что кто-то придет и решит проблемы за тебя, исчезла из нашего сознания. И такую культура надо формировать и у взрослых собственников, у тех, кто управляет домами, и у детей. Всех нужно учить бережному отношению к имуществу, к рачительному отношению к энергоресурсам. Если не будет активных совместных действий чиновников, политических партий, общественных объединений, то произойдет это не скоро. А если процесс подталкивать и динамично развивать, то временной промежуток сократится.